28.10.2008
Чтобы склад работал правильно
Что нужно знать, чтобы комната со стеллажами превратилась в
работающий склад? Об этом рассказывается в статье, написанной по
результатам интервью с Дмитрием Дяченко, директором по маркетингу
компании «НТК форклифт», и Валерием Пирожковым, начальником
отдела складской логистики «НТК форклифт».
– Алло, у вас есть ричтрак?
– Примерно с такого вопроса начинается разговор клиента с менеджером. Но любой склад – это масса нюансов. Поэтому хороший менеджер выясняет о складе клиента все. Вот вариант продолжения телефонной беседы.
– Ричтраки есть. Расскажите, пожалуйста, о вашем складе и об условиях работы на нем.
– Ричтрак должен работать по нескольку часов в день, обрабатывать в час по 10-15 паллет массой одна тонна
и поднимать их на высоту до 5 м
– А какова ширина прохода между стеллажами?
– 2 метра 35 сантиметров
– Для обычного ричтрака это мало. Я предлагаю вам штабелер с кабиной для оператора. По своим характеристикам он подходит для ваших условий работы и стоит дешевле на 25%. А на разницу в стоимости вы можете приобрести электротележку – транспортировщик паллет. Она ускорит разгрузку фур и перемещение груза по складу.
Типичная ситуация. То, что изначально хотел клиент, ему не подошло. В том числе из-за узкого межстеллажного прохода. Менеджер подсказал отличный выход из проблемной ситуации. 10-20 см ширины межстеллажного прохода может показаться для клиента мелочью, но таких мелочей на любом участке склада хватает. А теперь подробнее об участках.
Погрузка-разгрузка, транспортировка
Возможные варианты разгрузки прибывающего на склад транспорта можно разделить на две группы: разгрузка с земли и разгрузка с заездом в кузов – если есть пандус или, как на всех современных складах класса «А», разгрузочный док.
Погрузка/разгрузка с уровня земли
Если грунт неровный, есть порожки, дистанция транспортировки значительная, то лучше применять вилочный погрузчик с противовесом.
Если поверхность зоны разгрузки ровная и гладкая, то вполне можно обойтись напольной складской электроприводной техникой – штабелерами и ричтраками (штабелеры с выдвижной кареткой мачты).Преимущества такого метода – паллеты сразу доставляются на стеллажи, без промежуточных операций. Важно учесть вот что: для опорных консолей штабелера под кузовом автомобиля должно быть достаточно места. Ричтраку, как и вилочному погрузчику с противовесом, такой простор не нужен – каретка мачты выдвигается вперед до линии передних колес. А вот недостаток такого способа разгрузки: кто-то должен двигать паллеты к краю кузова, где их можно взять на вилы.
Погрузка/разгрузка с заездом в кузов
Самый быстрый способ. Именно так работают все склады с интенсивным товарооборотом (в том числе склады классов «А» и «В»). Тяжелый ручной труд отсутствует, производительность не зависит от физических сил работников.
Паллеты стоят на полу кузова в один ряд
С ними справится электрическая тележка. Выбор модели зависит от дистанции транспортировки груза на складе и средней продолжительности работ. Для малых и средних дистанций подойдут компактные транспортировщики паллет («НТК форклифт» рекомендует Atlet PLL – это самая компактная сопровождаемая электротележка – ее ширина всего 660 мм, а грузоподъемность – до 2 т!) С увеличением дистанций и интенсивности перевозок требуется уже другая техника – это транспортировщики с откидной платформой или, для особо интенсивных работ на больших складских комплексах – транспортировщики с кресломдля оператора. Их эргономика и характеристики позволяют оператору работать с высокой производительностью полный рабочий день.
Паллеты стоят в кузове в два ряда
Чтобы штабелировать груз внутри кузова, нужны штабелеры. Высота кузова ограничена, так что подойдут только компактные сопровождаемые варианты со свободным подъемом вил, то есть вилы двигаются вверх-вниз без подъема секции мачты. Интересная версия штабелеров – с возможностью подъема опорных консолей. Они могут перевозить две паллеты одновременно (на вилах и на опорах) и работать сразу на двух ярусах. А это сокращает время разгрузки почти в 2 раза! Однако и у этого эффективного метода есть недостаток: для постановки паллет на стеллаж могут потребоваться дополнительные перегрузочные операции. А теперь о важных мелочах. Высота разгрузочного дока и высота днища грузовика, как правило, не совпадают.
Поэтому автоматическая выравнивающая платформа, соединяющая кузов автомобиля и край разгрузочного дока, располагается под наклоном. И угол этого наклона не должен превышать 700. Иначе из-за низкого дорожного просвета можно застрять на краях платформы. Еще один шанс «сесть на мель» – если длина вил превышает 1150 мм.
Штабелирование
Для установки и снятия паллет со стеллажей используется два вида машин – штабелеры и ричтраки. Штабелеры бывают сопровождаемые, самоходные с откидной площадкой, с кабиной. Ричтраки всегда оснащены кабиной с креслом, отличаются от штабелеров выдвигающейся кареткой мачты, большей высотой подъема и более высокой производительностью. Выпускаются в различных исполнениях. Если еще учитывать варианты мачт, то можно получить десятки, если не сотни модификаций складской техники одинаковой грузоподъемности. Как правильно определиться, что же именно нужно?
Есть 4 важных параметра, с которых менеджеры «НТК форклифт» начинают подбор необходимой техники.
Вот они:
• Высота подъема груза 6 м (это решающий показатель).
• Производительность одной машины 15-20 паллет в час.
• Дистанция одной транспортировки 50-70 м
• Время работы 5-7 часов.
Если клиент говорит, что на его складе хотя бы один из этих важных показателей превышает указанное значение, ему необходим ричтрак. Если не превышает, можно рассматривать в качестве варианта штабелер.
Высота подъема меньше 6 м – подойдет штабелер
Стеллажи в 4 яруса, высота не более 5 м, дистанция транспортировок не более 20 м. В этих условиях рекомендуются самые недорогие штабелеры – сопровождаемые поводковые.
Стеллажи в 5 ярусов, высота не более 6 м, дистанция транспортировок до 60 м – необходим штабелер с кабиной.
Они обладают целым рядом достоинств по сравнению с другими видами. Дело вот в чем. На штабелере с кабиной оператор находится внутри габаритов корпуса, и он защищен со всех сторон. Во время поворотов ему нет нужды отступать в сторону и маневрировать, как это бывает при работе с сопровождаемыми поводковыми штабелерами. Это объясняет более высокую производительность штабелеров с кабиной. Кроме того, минимально допустимое Ast для этих супер-штабелеров(Ast – это ширина между крайними точками груза в проходе) меньше, чем у сопровождаемых. В итоге экономится до 15% складской площади. Еще важное преимущество штабелера с кабиной – цена. В среднем он на 25-30% дешевле ричтрака, но в ряде случаев способен его заменить.
Кстати, чтобы штабелер мог свободно подъехать и взять груз на верхних ярусах стеллажа, нижний ряд паллетдолжен укладываться на балки на расстоянии примерно 20 см от пола. Это пространство необходимо для опор штабелера.
Высота подъема свыше 6 м – только ричтрак
Ни один другой вид складской техники не обеспечит такой производительности (до 30 паллет в час), как ричтраки.
Их основная сфера применения – крупные склады с большим грузопотоком. Есть и варианты, когда ричтраки рекомендуются на складах с невысокой интенсивностью обработки груза. Один из них – если на складе установлены высокие стеллажи (повышение вместимости при небольшой площади). Другой вариант – нестандартный склад (крупногабаритные грузы или малая ширина проходов между стеллажами).
Для этого «НТК форклифт» поставляет следующие нестандартные виды ричтраков «на все случаи складской жизни»:
• Высота подъема свыше 11 м
• Двигающиеся в 4-х направлениях (для обработки и складирования на высоту до 9 м длиномеров, мебели, окон).
• С трехсторонней обработкой груза (для узких проходов шириной от 1,6 м
• С зауженной базой и кабиной (для набивных стеллажей).
• С телескопическими вилами.
Телескопические вилы дают выигрыш в полезной площади склада – можно ставить спаренные ряды стеллажей (с каждой стороны стеллажа по 2 паллеты вместо 1).
«Европейский или китайский?»
Стоимость складской техники, произведенной в Китае, в среднем на 1/3 ниже европейской (речь идет об известных китайских производителях, гарантирующих надежную работу своей техники). Естественно, появляется соблазн сэкономить. В каких случаях это можно сделать, а в каких – нельзя?
Современная китайская погрузочная техника – это, по сути, аналоги европейских моделей 10-20-летней давности. Если ваш склад обслуживает небольшое производство или магазин, парк техники – всего несколько единиц, и работает она только по мере необходимости, то вполне можно обойтись электрическими тележками, штабелерами и ричтраками от известных китайских брендов – HC и Xilin. Эти машины – идеальные кандидаты на роль «первого в жизни погрузчика», когда вы только-только начинаете работать со складом, набираетесь опыта и еще пока ограничены в финансах. На современных крупных складах или логистических комплексах с напряженным ритмом работы может использоваться только современная европейская складская техника уровня Atlet. Если же у компании склад небольшой, но его посещают клиенты и он работает на имидж, то также рекомендуется приобретать европейскую технику.
«НТК форклифт» –
официальный дистрибьютер
техники НС
в России и странах СНГ
г.Москва,
ул.Свободы 35, стр. 23.
Тел.: (495) 363-63-82
Тел./факс: (495) 225-87-60
E-mail: ntkinfo@ntk-forklift.ru
www.ntk-forklift.ru
Источник информации: Журнал "Складской комплекс" №7, 2008
|