Забыли пароль? РЕГИСТРАЦИЯ
Подписка на новости
E-mail*:
Поиск статей по тематике:
Год:
Месяц:

Вы находитесь в разделе «Статьи» по тематике складская логистика, который посвящен организация работы склада, затрагивает такие вопросы, как распределительная логистика и правильная организация работы склада. Большинство статей и материалов несут практическую пользу и написано эксклюзивно для портала skladcom.ru.  

Международный форум FOODLog: интралогистика предприятий по производству продуктов питания. Отраслевые решения и практики ведущих компаний.

Организация склада на производстве

12.12.2005
Использование специализированного оборудования штрих-кодирования при автоматизации складских комплексов

В предыдущей статье («Автоматизация склада: главное – цель», № 5 2005 г.) рассматривались общие проблемы автоматизации складских комплексов, возможные методы оценки результатов и необходимые условия успешного внедрения АСУ. Теперь обсудим некоторые из способов автоматизации работы на складах.

 

Применение специальной техники (автопогрузчики, штабелеры и т.п.) – это прерогатива технической службы. Здесь мы обсудим необходимость и полезность использования системы штрих-кодирования товаров и применяемого при этом оборудования.

Основные вопросы, возникающие при введении системы штрих-кодирования:

Что дает система штрих-кодирования и чем она лучше простого учета по коду товара?

Как можно использовать систему штрих-кодирования для максимального исключения ошибок (возникающих в любой системе) регистрации движения товара?

Какое оборудование и в каком количестве применять?

Каков экономический эффект применения специализированного оборудования?

Система штрих-кодирования в отличие от обычной системы кодировки товаров дает следующие преимущества:

  • возможность автоматической идентификации товара (при применении сканеров штрих-кодов, а также терминалов сбора данных, в дальнейшем ТСД) при отборе товара (а также при поступлении товара – в том случае, когда товар поступает со штрих-кодом поставщика, либо при использовании специальных принтеров штрих-кода в зоне приемки товара);
  • возможность автоматической идентификации по штрих-коду мест хранения (ячеек) товара;
  • возможность автоматического формирования документов по учету движения товаров на основании данных, считанных с помощью применяемого специализированного оборудования (сканеров и ТСД).

Для максимального исключения «человеческого фактора» из системы учета товародвижения необходимо принять следующие ограничения:

  • формирование штрих-кода должно быть абсолютно формализовано, т.е. либо принимается штрих-код поставщика (возможно – с добавкой префикса, соответствующего коду поставщика в системе учета), либо внутри компании устанавливается своя система формирования штрих-кода;
  • выделяются центры поступления (ввода) информации в систему учета, и в этих центрах устанавливаются специализированные приборы (оборудование по нанесению и/или считыванию штрих-кодов);
  • назначаются ответственные лица, имеющие право переноса информации из оборудования в учетную систему (как правило – материально ответственные лица на складах, либо менеджеры, формирующие документы учета товародвижения);
  • учетная система дополняется необходимым программным обеспечением, позволяющим автоматизировать процесс переноса информации из оборудования в соответствующие базы данных (документы товародвижения);
  • также (при необходимости) возможно дополнить учетную систему двойным контролем вводимых данных (например, при вводе данных подобранного по Заявке покупателя товара возможно проводить сравнение с тем набором, который сформировал менеджер, обслуживающий покупателя, фиксируя таблицу расхождений). Этот метод даст возможность оценить объем расхождений учетного и фактического количества товаров еще до проведения инвентаризации. Кстати, решение о необходимости проведения внеплановой инвентаризации может быть принято именно на основании анализа таблиц расхождений за определенный временной интервал;
  • при наличии в учетной системе привязки товара к местам хранения (ячейкам склада) возможно введение штрих-кодирования не только товара, но и мест хранения (ячеек). Т.к. «ячейки» по своей сути являются минимальной единицей (дискретом) склада, можно ввести в учетную систему анализ загруженности склада тем или иным товаром (группой товаров, сформированной по каким-либо признакам) по объему и/или площади (т.е. оценивать объем и/или площадь склада, занимаемый (-ую) товаром, группой товаров);
  • кроме того, можно ввести систему «перемещаемых» ячеек (например, когда товар хранится в некоторых емкостях, размещаемых на стеллажах) – в этом случае необходимо в штрих-коде ячейки учитывать также место ее нынешнего (на данный момент) положения на складе.

В системах складского учета, как правило, используются следующие виды оборудования: сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных (в дальнейшем ТСД) и принтеры печати этикеток (возможно также применение более мощных аппаратов, крепящихся на электрокары или другую складскую технику, но это уже «миникомпьютеры»). Каждый вид оборудования разделяется по внутренним характеристикам.

 

Сканеры штрих-кодов делятся по:

  • интерфейсу подключения (проводной – COM, USB, KB и радиосканеры);
  • ширине полосы, захватываемой при считывании штрих-кода;
  • максимальной дальности считывания штрих-кода (расстояние от сканера до штрихкода);
  • типам сканирования – светодиодный, лазерный и image (фото с декодером);
  • наборам типов считываемых символик (наборам видов штрих-кодов).

ТСД делятся по:

  • способу подключения - Batch (т.е. «имеющие базу») и Радиотерминалы (в свою очередь делятся на Bluetooth, WiFi, GPRS - различаются по радиусу действия);
  • объему внутренней памяти;
  • системе, используемой в ТСД (DOS или Windows).

Принтеры этикеток делятся по:

  • скорости печати (мм в секунду);
  • способам печати – термопечать (черно-белая) и термотрансферная печать (цветная, зависит от цвета заправленной красящей ленты);
  • ширине печатаемых этикеток (наиболее используемые – 56, 104, 168);
  • способу подключения (интерфейсу) – COM, LPT, USB, Bluetooth, Wi-Fi, Ethernet.

Принципиальное отличие сканеров от ТСД состоит в том, что сканер, считав штрих-код (или последовательность штрих-кодов), по команде компьютера (или без нее) передает информацию в компьютер, а ТСД (в большей части случаев) накапливает считанную информацию, формируя свою (внутреннюю) базу данных. Кроме того, из сканера можно получить только штрих-код, а из ТСД – текстовую строку, содержащую штрих-код и некую дополнительную информацию. Кроме того, на ТСД (в отличие от сканера) можно:

  • передать с компьютера набор управляющей информации;
  • производить некоторые воздействия с помощью миниклавиатуры, расположенной на корпусе ТСД (а в последних моделях ТСД – еще и с помощью стилуса);
  • отображать управляющую информацию на экране ТСД.

Определение набора используемого оборудования, на первый взгляд, не так уж сложно. Однако необходимо учитывать не только количество центров ввода информации (тех, где будет использоваться оборудование), но и частоту использования каждого применяемого прибора. Для иллюстрации этого тезиса рассмотрим следующий пример.

Имеется один склад, один кладовщик и бригада «комплектовщиков» из пяти человек (как правило, они же и грузчики). Количество номенклатурных позиций – до пяти тысяч. При поступлении заявки на отгрузку товара кладовщик раздает «комплектовщикам» задания по ассортименту и количеству (допустим, в печатном виде) с указанием места хранения товара. Сам кладовщик только контролирует весь процесс (т.е. физически не участвует в процессе подбора товара) и формирует документ на отгрузку. В этом случае возможны два решения проблемы:

  • Каждый «комплектовщик» получает ТСД с выгруженным в него набором товара (штрих-код, наименование и количество), которое он должен подобрать. По мере сборки товара «комплектовщики» передают кладовщику товар и ТСД со считанными данными. Кладовщик вводит данные с ТСД в учетную систему, «наполняя» заявку на отгрузку. По окончании подбора товара кладовщик сверяет данные о заказанном и подобранном товаре и принимает решение на разрешение (запрещение) отгрузки.
  • «Комплектовщики» получают только «лист подбора» без использования ТСД. Кладовщик считывает штрих-код подобранного товара по мере его поступления в «зону комплектации» (считывание может производиться как с использованием ТСД, так и с использованием обычного сканера штрих-кода) и формирует документ на отгрузку.

Разумеется, второй вариант дешевле, но при увеличении интенсивности отгрузок время, затрачиваемое на считывание штрих-кодов кладовщиком, никак не уменьшается. Соответственно, на определенном этапе возможно появление очереди покупателей, что негативно повлияет на количество продаж. Следовательно, для оценки количества и вида применяемого оборудования, необходимо иметь данные об интенсивности потока покупателей, оценку роста продаж в каждом центре ввода информации (например, используя план продаж компании), оценки сезонных, праздничных и иных «всплесков» продаж. Необходимо также учесть возможность взаимозаменяемости «комплектовщиков» при использовании первого и/или второго варианта.

Очевидно, чтобы уменьшить время простоя «подборщиков» необходимо, чтобы следующее задание («лист подбора») готовилось в то время, когда «комплектовщик» еще находится в «зоне хранения». Для решения этой задачи достаточно иметь один (два, три и т.д. – зависит от количества «подборщиков» и количества «листов подбора», поступающих в единицу времени) дополнительных ТСД, которые «загружаются» данными на подбор товаров. При «лавинообразном» росте интенсивности отгрузок или при необходимости фиксирования отбора товара в режиме реального времени (в момент считывания штрих-кода) есть смысл рассмотреть необходимость применения радиотерминалов сбора данных (РТСД). В отличие от обычных ТСД, требующих «помещения в базу» для считывания данных (а также для загрузки задачи), РТСД используют для обмена данными радиосигналы на определенных частотах, а, значит, нет необходимости «помещения в базу». Вариант использования РТСД может также рассматриваться в том случае, когда на одном складе существует несколько «зон комплектации», т.к. в этом случае физическое перемещение товара и фиксирование данных происходит в разных местах склада (если, конечно, не снабдить все «зоны комплектации» «базами» для считывания данных).

Экономический эффект применения системы штрих-кодирования и специального оборудования делится на две основные части: прямой и косвенный.

Прямой эффект может быть рассчитан на основании анализа количества времени, затрачиваемого на обслуживание одного заказа (поступления, перемещения, инвентаризации и т.д.) умноженного на количество обслуживаемых заказов (за фиксированный промежуток времени – например за смену) или простой суммы заказов, обслуженных за единицу времени (возможно, с учетом количества отказов – невыполненных заказов), необходимого количества работников склада (а также уменьшения времени «простоя» работников), количества зафиксированных ошибок в документах товародвижения (до и после внедрения системы), времени поступления информации в учетную систему, времени разбора нештатных ситуаций (пересортица, несоответствие качества, сроков хранения, несоответствие других параметров подобранных товаров).

Косвенный эффект, возникающий при использовании логичной и ясной системы товародвижения, основанной на применении штрих-кодов, заключается в уменьшении конфликтов различных подразделений («-Ты не то написал, -Нет, это ты не то прочел»), возможности автоматизации учета трудозатрат «комплектовщиков» (ведь, как правило, система мотивации работников склада строится на их загруженности), а также четкого определения «крайних» (ответственных за ввод информации в учетную систему) в нестандартных ситуациях. Косвенный эффект может быть не так заметен, но его значение гораздо больше, т.к. на основе подобных эффектов формируется общая культура компании.

 

Консультации по подбору оборудования для склада и доработке вашей учетной системы по E-mail: support@cash.ru или телефону (495)744-08-87.

 

Владимир РУДНЕВ, Специалист по внедрению АСУ компании «Скан Сити»

 

   Версия для печати
журнал

Вы находитесь в разделе «Статьи» по тематике складская логистика, который посвящен организация работы склада, затрагивает такие вопросы, как распределительная логистика и правильная организация работы склада. Большинство статей и материалов несут практическую пользу и написано эксклюзивно для портала skladcom.ru.  

 

Эффективная организация работы склада на производстве. Сегодня этот вопрос беспокоит многих в России. Есть большое количество успешных предприятий различных отраслей промышленности, которые тем не менее несут огромные убытки из-за того, что у них напрочь отсутствует организация управления складом: неликвиды, пересортица, ошибки при комплектации заказов… В итоге вместо прибылей убытки.

 

Организация работы склада с нуля – это правильный путь к наведению порядка на предприятии. Чем пытаться исправить работу в мелочах, лучше попытаться понять, что организация процессов на складе – это очень сложный и трудоёмкий процесс. И начать его надо с глобального аудита склада, собрать все данные, проанализировать их, привлечь профессиональных консультантов и вместе понять, как можно по-новому построить правильную организацию работы склада.

 

Хорошая организация работы склада – это учет складских процессов, слаженная работа отдела планирования, закупок, складского персонала, отдела доставки заказов. Одним словом, это не просто внедрение пары-тройки нововведений или стандартов в работе, это сложные и глобальные перемены. Полумеры никогда не дадут положительного результата в организации склада!

 

Кстати, если вы думаете, что раз магазин – это не производственное предприятие с цехами и огромной площадью, то организация учета на складе займет пару дней. К сожалению, это не так. Аудит, выявления слабых мест, варианты решений проблем, выбор лучшей стратегии размещения товаров, внедрение системы автоматизации – только так можно добиться правильной организации работы склада магазина.

 

В журнале «Складской комплекс» написано немало статей от практиков рынка, директоров по логистике и начальников складов, которые подтвердят всё выше сказанное. 

Copyright © Skladcom.ru – складская техника и оборудование
Использование любых материалов без письменного согласования с администрацией портала не допускается! Помните, что нарушение авторских прав охраняется законодательством РФ.
Если Вы заинтересованы в сотрудничестве с журналом "Складской комплекс" и порталом www.skladcom.ru в части размещения рекламной информации или Вашему мероприятию необходима информационная поддержка, просьба написать нам письмо на pisma@skladcom.ru
создание сайта - TXL
Яндекс цитирования Rambler's Top100 Яндекс.Метрика