Забыли пароль? РЕГИСТРАЦИЯ
Подписка на новости
E-mail*:
Поиск статей по тематике:
Год:
Месяц:

Вы находитесь в разделе «Статьи» по тематике складская логистика, который посвящен организация работы склада, затрагивает такие вопросы, как распределительная логистика и правильная организация работы склада. Большинство статей и материалов несут практическую пользу и написано эксклюзивно для портала skladcom.ru.  

Организация склада на производстве

17.05.2006
Замена щелочных АКБ на кислотные

 

АККУМУЛЯТОР – химический источник тока, который после разряда обладает возможностью заряда (преобразования электрической энергии в химическую) путем пропускания через него электрического тока обратного направления. Мы рассматриваем две электрохимические системы аккумуляторов, свинцовую (кислотную) и никель-железную (щелочную).

 

 

Свинцовый аккумулятор состоит из двух блоков пластин, погруженных в электролит (25-29%-ый водный раствор серной кислоты).

 

Положительные пластины представляют собой трубчатые цилиндры из нетканых материалов, заполненных активной массой – диоксидом свинца PbO2 (панцирный электрод) или свинцовые каркасы, заполненные активной массой, также диоксидом свинца PbO2 (намазной электрод), отрицательные представляют собой свинцовые каркасы, заполненные активной массой, состоящей из губчатого свинца (намазной электрод). После изготовления пластины подвергаются электролитической обработке – формовке.

 

При разряде активная масса положительной и отрицательной пластин переходит в сернистое соединение свинца PbSO4 с выделением воды, что уменьшает концентрацию электролита, его проводимость и снижает ЭДС аккумулятора. При снижении плотности электролита до 1.14-1.13 г/смі разряд следует прекратить во избежание сульфатации пластин – образования на них нерастворимого сернистого свинца.

 

При заряде через аккумулятор проходит ток, имеющий направление, противоположное току разряда. Происходит обратная химическая реакция, и на электродах восстанавливается диоксид свинца и губчатый свинец. Во избежание сульфатации аккумулятор необходимо содержать в заряженном состоянии, периодически проверять уровень, плотность электролита, напряжение под нагрузкой.

 

Токообразующий процесс в свинцовом аккумуляторе описывается реакцией:

 

Pb + PbO2 + 2H2SO4  = 2PbSO4 + 2H2O;

 

ЭДС свинцового аккумулятора зависит от концентрации серной кислоты. Другими словами, увеличив плотность электролита, можно повысить емкость аккумулятора, но при этом ресурс аккумулятора резко снижается.

 

КПД кислотного аккумулятора составляет 0,75-0,8

Никель-железный аккумулятор состоит из двух блоков, расположенных в стальном сосуде с электролитом (водный раствор едкого кали КОН или едкого натра NaOH, с добавлением едкого лития LiOH). Пластины представляют собой стальные рамки с вставленными в них стальными перфорированными коробочками, заполненными активной массой (ламельный тип электродов).

 

Активная масса отрицательных пластин состоит из губчатого железа, положительных пластин – из гидрата окиси никеля Ni(OH)3. Гидрат окиси никеля при разряде переходит в гидрат закиси никеля, а губчатое железо – в гидрат закиси железа. При заряде реакция идет в обратном направлении – происходит восстановление массы электродов. Концентрация электролита в процессе разряда и заряда остается неизменной.

 

 

2NiOOH + Fe + 2H2O = 2Ni(OH)2 + Fe(OH)2;

 

КПД щелочного аккумулятора составляет 0,5-0,6

Для более наглядного сравнения эксплуатационных характеристик свинцовых и никель-железных аккумуляторных батарей возьмем две батареи, близкие по параметрам, применяемые на самом распространенном российском электропогрузчике ЭП-103КО:

·         36ТНЖ-300ВМ У2;

·         22х5А350 (22х6А420).

 

Обе батареи производятся на Курском аккумуляторном заводе.

 

1. Стоимость АКБ

Ориентировочная стоимость АКБ составляет:

·         36ТНЖ-300ВМ У2 ~ 55000,00 руб.*;

·         22х5А350 ~ 44000,00 руб.;

·         22х6А420 ~ 51000,00 руб.

 

* Следует заметить, что за период с начала ноября по конец декабря 2004 года стоимость щелочных аккумуляторов увеличивалась уже трижды.

 

2. Стоимость электролита

В щелочной АКБ находится 180 кг калиево-литиевого электролита, плотностью 1,19-1,21 г/см3. Стоимость 1 кг электролита составляет в среднем  25,0 руб. Итого в сумме 4500,00 руб*.

В кислотной АКБ находится 130 кг серно-кислотного электролита, плотностью 1,27 г/см3. Стоимость 1 кг составляет около 4,0 руб. Итого в сумме 520,00 руб. (Для 22 х 6А420 количество электролита равно 160 кг на сумму 640,00 руб.).

 

* Щелочной электролит подлежит полной замене раз в год, поскольку он теряет свои электролитические свойства в процессе эксплуатации.

 

3. Стоимость зарядных устройств

Для зарядки щелочных батарей можно использовать несколько типов зарядных устройств:

ТПП-160/70, УЗА-150/80, ЗУ-75А-75В. Но первые два типа сейчас не производятся. Поэтому берем для рассмотрения ЗУ-75А-75В. Его цена ~50000,00 руб.

 

Для зарядки кислотных аккумуляторов мы рекомендуем зарядное устройство MORAN «EASY» (Италия) типа AM 44/080RE (AM 44/100RE), стоимостью ~ 21000,00 руб. (~ 23000,00 руб.).

 

4. Экономия электроэнергии при зарядке батарей

Кислотные аккумуляторы имеют низкое внутреннее сопротивлении и, следовательно, более высокий КПД. Поэтому для ее зарядки требуется затрачивать меньше электроэнергии. Чтобы зарядить кислотную батарею, требуется отдать ей количество электричества, эквивалентное 130% емкости, для щелочной батареи ввиду более высокого внутреннего сопротивления этот показатель составляет 170%*.

 

* С другой стороны, высокое внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов делает их более устойчивыми к коротким замыканиям.

 

Оценочный расчет расхода электроэнергии на зарядку аккумуляторных батарей

 

1.Исходные данные для 36ТНЖ-300ВМ У2

 

Uном=43.2В

– при зарядке, к батарее должно быть приложено напряжение из расчета 1.6В/элемент:

Uзар=1.6 х 36=57.6В;

– ток заряда составляет 25% от емкости аккумуляторной батареи:

Iзар=75А;

– время заряда составляет 8 ч:

Wзар=Uзарх Iзарх tзар= 57.6 х 75х8 =34.56 кВт*час

 

2.Исходные данные для 22х5А350 (22х6А420)

 

Uном=44.0В;

– при зарядке, к батарее должно быть приложено напряжение из расчета 2.65В/элемент:

Uзар=2.65 х 22=58.3В;

 

Согласно зарядной характеристике Wa, зарядка кислотной батареи происходит в две ступени. Ток заряда первой ступени составляет 20% от емкости аккумуляторной батареи, ток второй ступени составляет 10% от емкости, т.е. 70А и 35А соответственно (84А и 42А). Ток в конце заряда составляет приблизительно 5% от емкости батареи, 10А. Для упрощения расчета будем ориентироваться на зарядную характеристику UI, при которой величина тока при заряде остается неизменной и составляет 20% от емкости аккумулятора.

 

Время заряда при этом сокращается до 6-8 часов:

Iзар= 70А (Iзар= 84А);время заряда составляет 7 ч:

Wзар= 58.3 х 70 х 7 = 28.57 кВт*час

(Wзар= 58.3 х 84 х 7 = 34.28 кВт*час).

 

Экономия составляет ~ 21% на одну батарею за смену (!), даже при том, что емкость кислотной АКБ больше на 16,7 %. Вывод – чем больше погрузочной техники работает на кислотных АКБ и чем интенсивнее режим работы, тем больше экономия. (В случае с АКБ 22 х 6А420 потребление электроэнергии при зарядке равнозначно щелочной батарее, но емкость больше на 40% !!!)

 

5. Ресурс работы

Ресурс работы никель-железных батарей составляет от 500 до 1000 циклов заряд-разряд, для кислотных аккумуляторных батарей этот показатель составляет от 800 до 1200 циклов заряд-разряд для намазных АКБ, до 1500 циклов для панцирных АКБ.

 

6. Продолжительность работы погрузочной техники

 

Напряжение никель-железного элемента составляет 1.2В, свинцового – 2.0В. Следовательно, чтобы набрать аккумуляторную батарею нужного напряжения, кислотных аккумуляторов потребуется меньше, чем щелочных. Следовательно, в габариты аккумуляторного ящика, предусмотренного для установки щелочной батареи, можно установить кислотную батарею большей емкости. Увеличивается продолжительность работы погрузочной техники на одной зарядке, что позволяет более эффективно проводить погрузо-разгрузочные работы.

 

Рассчитать точное время работы погрузчика затруднительно, поскольку надо точно знать режим его работы, т.е. потребление тока в каждый конкретный момент времени (разгон, прямолинейное движение, подъем груза, опускание груза, вес груза и т.д.).

 

Приведенные расчеты не претендуют на абсолютную точность. Они позволяют качественно сравнить два типа аккумуляторных батарей. У кислотных батарей есть свои недостатки: они более требовательны к качеству обслуживания, более чувствительны к перезарядам и глубоким разрядам. При переводе техники с щелочных батарей на кислотные потребуется оборудовать отдельное зарядное помещение, поскольку совместная зарядка двух типов батарей по нормам безопасности категорически запрещена, по условиям взрывобезопасности.

 

Но в качестве тяговых аккумуляторов в подавляющем большинстве случаев свинцовые батареи имеют неоспоримые преимущества перед щелочными. Это подтверждает и наш 8-летний опыт работы в этом направлении и все большее распространение кислотных тяговых батарей в нашей стране.

 

По материалам компании «Химические Источники Тока»

Источник информации: Компания Химических Источников Тока
   Версия для печати
Канал по вопросам обустройства и оснащения современного склада SkladcomTV

Вы находитесь в разделе «Статьи» по тематике складская логистика, который посвящен организация работы склада, затрагивает такие вопросы, как распределительная логистика и правильная организация работы склада. Большинство статей и материалов несут практическую пользу и написано эксклюзивно для портала skladcom.ru.  

 

Эффективная организация работы склада на производстве. Сегодня этот вопрос беспокоит многих в России. Есть большое количество успешных предприятий различных отраслей промышленности, которые тем не менее несут огромные убытки из-за того, что у них напрочь отсутствует организация управления складом: неликвиды, пересортица, ошибки при комплектации заказов… В итоге вместо прибылей убытки.

 

Организация работы склада с нуля – это правильный путь к наведению порядка на предприятии. Чем пытаться исправить работу в мелочах, лучше попытаться понять, что организация процессов на складе – это очень сложный и трудоёмкий процесс. И начать его надо с глобального аудита склада, собрать все данные, проанализировать их, привлечь профессиональных консультантов и вместе понять, как можно по-новому построить правильную организацию работы склада.

 

Хорошая организация работы склада – это учет складских процессов, слаженная работа отдела планирования, закупок, складского персонала, отдела доставки заказов. Одним словом, это не просто внедрение пары-тройки нововведений или стандартов в работе, это сложные и глобальные перемены. Полумеры никогда не дадут положительного результата в организации склада!

 

Кстати, если вы думаете, что раз магазин – это не производственное предприятие с цехами и огромной площадью, то организация учета на складе займет пару дней. К сожалению, это не так. Аудит, выявления слабых мест, варианты решений проблем, выбор лучшей стратегии размещения товаров, внедрение системы автоматизации – только так можно добиться правильной организации работы склада магазина.

 

В журнале «Складской комплекс» написано немало статей от практиков рынка, директоров по логистике и начальников складов, которые подтвердят всё выше сказанное. 

Copyright © Skladcom.ru – складская техника и оборудование
Использование любых материалов без письменного согласования с администрацией портала не допускается! Помните, что нарушение авторских прав охраняется законодательством РФ.
Если Вы заинтересованы в сотрудничестве с журналом "Складской комплекс" и порталом www.skladcom.ru в части размещения рекламной информации или Вашему мероприятию необходима информационная поддержка, просьба написать нам письмо на pisma@skladcom.ru.
Яндекс.Метрика