Возможными источниками поступления товара могут быть поставщики (в случае прихода товара от поставщика), клиенты (в случае возврата товара от клиента), другие склады (в случае перемещения между складами одного предприятия), производственные площадки (в случае поступления готовой продукции из производства). Информация об ожидаемой приемке хранится WMS системой в документе «Заказ на приемку». Также система управления складом позволяет осуществлять приемку с одновременным созданием «Заказа на приемку» на основании товаросопроводительных документов или без создания заказа «по факту» поступления товара.
Транзитные поставки товара (функция кросс-докинг) в 1С WMS могут приниматься без пересчета — по местам (паллетам), которые после приемки размещаются в зоне экспедиции.
Процедура приемки товара обычно включает в себя следующие операции:
- разгрузка в зоне приемки;
- идентификация и маркировка;
- приведение товара к стандарту складского хранения;
- контроль качества поступившего товара;
- пересчет товара;
- контрольный пересчет по расхождениям;
- и т.д.
Маркировка товаров может производиться в случаях:
- при отсутствии заводской маркировки
- при поступлении некондиционного товара
- при ведении явного партионного учета
Печать необходимых этикеток обычно производится непосредственно в зоне приемки с использованием ТСД.
Для выполнения приемки одной поставки обычно назначается 1..3 кладовщика. Задание на приемку кладовщику выдается:
- оператором на ТСД;
- в форме бумажного задания на приемку.
Приоритетным способом выдачи заданий является назначение исполнителей начальником смены (старшим зоны приемки) путем выдачи им листов приемки с штрих-кодом задания. При использовании ТСД кладовщик начинает выполнение задания сканированием штрих-кода на листе приемки.
Завершение приемки обычно производится оператором WMS после выполнения основного пересчета и контрольных пересчетов по расхождениям.
Размещение
Размещение в WMS 1С принятого товара может выполняться двумя способами:
- после полного завершения приемки
- попаллетно, по завершении пересчета каждой паллеты. При необходимости контрольного пересчета операция выполняется непосредственно в адресах хранения.
Перевозка принятого товара в адреса размещения может производиться двумя способами:
- напрямую в адрес хранения
- через буферные адреса.
Определение адресов размещения производится в соответствии с гибкой системой правил.
При размещении контролируются объемные и весовые характеристики товара. Исходя из этой информации, WMS система выбирает только те ячейки, куда этот товар физически можно разместить.Правила размещения товара задаются индивидуально для каждой единицы хранения товара (паллеты, коробки, штуки). Это позволяет использовать различную логику работы с каждым типом единиц хранения.
Адрес размещения конкретной паллеты может определяться системой управления складом двумя способами:
- заблаговременно для каждой принятой паллеты
- в момент начала операции по перевозке паллеты водителем погрузчика (при сканировании штрих-кода паллеты)
Отбор
В контексте подбора заказов в системе управления складом выделяются три группы ячеек:
- паллетного отбора
- коробочного отбора
- штучного отбора
Обычно все операции с адресами паллетного отбора выполняют водители штабелеров, а с адресами коробочного и штучного отбора — складские работники с ручными или электро-тележками.
Подпитка является сервисной операцией и предназначена для обеспечения своевременного отбора заказов из адресов коробочного и штучного отбора. Как правило исполнителем операций подпитки являются водители штабелеров.
Источниками подпитки являются:
- для адресов коробочного отбора — адреса паллетного отбора
- для штучных адресов — адреса паллетного и коробочного отбора.
Система управления складом планирует и выдает задания на подпитку двумя способами:
- текущая подпитка, выполняемая одновременно с планированием отбора заказов. При этом задания на подпитку и отбор взаимосвязаны — задание на отбор создается и выдается исполнителю только по завершению соответствующей подпитки. Если объем заказа составляет менее одной паллеты, то задание на отбор заказа в целом также может выдается только при завершении соответствующей подпитки.
- регламентная (упреждающая) подпитка, выполняемая в периоды небольшой нагрузки отдельно для товаров класса А, В, С.
Правила подпитки устанавливаются для различных товарных групп с учетом АВС-классификации.
В контексте подбора заказов в системе автоматизации склада выделяются три группы ячеек:
- паллетного отбора
- коробочного отбора
- штучного отбора.
В WMS-решении реализованы следующие технологические схемы:
- Распределение заданий между исполнителями:
- отбор одного заказа одним отборщиком;
- отбор одного заказа несколькими отборщиками и водителями штабелеров;
- отбор нескольких заказов одним отборщиком;
- отбор нескольких заказов несколькими отборщиками и штабелеров.
- По организации технологического процесса:
- схема «человек к товару», при которой отбор товара осуществляется непосредственно из адресов хранения;
- схема «товар к человеку», отбор осуществляется в два этапа. На первом этапе водители штабелеров доставляют паллеты для пула заказов в ограниченную динамическую зону отбора. На втором этапе отборщики собирают заказы, по окончании волны отбора оставшийся товар размещается обратно в зону хранения.
При планировании отбора для складской программы приоритетным является использование более крупных единиц хранения товаров (паллеты, заводские упаковки). Также при планировании отбора учитываются настройки для партионного учета.
Распределение заданий между исполнителями производится системой управления складом исходя из приоритетности заданий, функциональных возможностей исполнителей и закрепления их за определенными товарными группами или участками склада. Для отборщиков состав задания рассчитывается исходя из ограничений на вес и/или объем паллеты. Последовательность операций в задании определяется исходя из приоритетности правил (кратчайший маршрут, максимальное высвобождение адресов хранения, порядок укладки товаров на паллету и т.п.).
На этапе упаковки могут решаться следующие задачи:
- комплектация заказов
- контрольный пересчет товаров на паллетах отбора
- контроль за полнотой и непревышением заказов
- маркировка товаров этикетками заказчика
- формирование грузовых юнитов (паллет, грузов) в соответствии с требованиями заказчиков (перевозчиков)
- взвешивание грузовых юнитов
- приложение упаковочных листов к грузовым юнитам в соответствии с требованиями заказчика
- другие необходимые действия
Формирование грузовых юнитов также может выполняться непосредственно в процессе отбра заказов.
После упаковки паллеты доставляются в зону экспедиции или непосредственно на ворота.
Этап упаковки не является обязательным и собранные заказы могут сразу доставляться в зону экспедиции или на ворота отгрузки.
Данной операции в системе управления складом соответствует документ «Отгрузка». Если в одно транспортное средство загружается несколько заказов, то последовательность их загрузки указывается в документе.
Пересчет отгружаемых товаров обычно выполняется с использованием ТСД или по листу отгрузки.
Если отгружаемые товары товары были предварительно упакованы на паллетах или грузах, то для отражения факта их отгрузки в WMS достаточно сканирования штрих-кода паллеты или груза.
В одной доставке заказчику могут отгружаться как товары со склада, так и паллеты с другого склада (транзитные грузы).
Содержание и форма товаро-сопроводительных документов могут определяться индивидуально для каждого заказчика.
Из-за недисциплинированности складских работников или технологических ошибок возможно появление временных расхождений в остатках товаров в КИС и складской программе. Обычно данная проблема решается введением в системы автоматизации складского учета специальных виртуальных адресов - «Ячейка расхождений».
В системе управления складом Penta WMS используется более удобное решение — двухконтурность учета остатков:
- адресный контур, в котором остатки товаров учитываются по адресам
- учетный контур, в котором остатки учитываются по складу в целом.
Инвентаризация является основной сервисной операцией и предназначена для обеспечения синхронизации остатков в адресном и учетном контурах системы управления складом Penta WMS.
В WMS системе реализованы следующие виды инвентаризаций:
- полная инвентаризация склада. Проводится с остановкой работы склада на прием и отгрузку товара.
- выборочная инвентаризация по проблемным адресам или товарам. Проводится при выявлении излишков или недостач в местах хранения товара, а также при поступлении претензий от заказчиков по недоотгрузке товаров по заказам.
- текущая инвентаризация. Проводится в профилактических целях в регулярном режиме.
При использовании в работе склада бумажных заданий обязательным условием проведения инвентаризации является блокирование товародвижения по соответствующим адресам или товарам. При использовании ТСД блокирование не производится.
Формирование заданий на инвентаризацию производится:
- автоматически, для режима «текущая инвентаризация»;
- автоматически, при фиксации отборщиком отсутствия товара в назначенной ячейке отбора;
- автоматически, при фиксации упаковщиком (контролером) недостачи товара по заказу;
- автоматически, при выявлении на складе излишка товаров;
- оператором, при поступлении претензии от заказчика.
Распределение заданий между исполнителями выполняет система управления складом исходя из приоритетности заданий, функциональных возможностей исполнителей и закрепления их за определенными товарными группами или участками склада.