20.05.2013
Развитие логистики в России современная ситуация, прогноз, ключевые задачи и приоритеты компаний
Координационный совет по логистике провёл ежегодное исследование логистики компаний, в котором приняли участие около двухсот российских и иностранных компаний из различных отраслей экономики. Респондентам были заданы двенадцать вопросов. Содержание ответов на основные вопросы можно будет увидеть на представленных рисунках.
Компании-респонденты по своему основному бизнесу распределились следующим образом. Одну треть опрошенных представили дистрибьюторские компании по продаже товаров народного потребления / FMCG, а также компании по производству и торговле продуктами питания (в сумме – 45%). Еще 27% опрошенных – это транспортные компании.
Какие же основные логистические задачи решались компаниями в 2012 году? Это:
1. Повышение уровня качества логистического сервиса клиентов.
2. Оптимизация затрат на логистику.
3. Внедрение различных систем управления логистикой.
В совокупности они составили 75% ответов.
Какие изменения произошли в количестве персонала, занятого в логистике компании?
58% опрошенных отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний. 44% респондентов отмечают 10-20% рост. Одна из причин – увеличение объемов операций относительно 2011 года.
Одновременно с этим, 29% опрошенных отметили сокращение численности логистического персонала. Но ненамного – на 5-10% (56% ответов). Одна из причин сокращения численности заключается в том, что затраты на ФОТ составляют заметную долю в общих затратах компаний.
Как изменился объем товаропотока компании в 2012 г.?
75% респондентов отметили увеличение объема товарного потока компаний от 5% до 40% (72% опрошенных).
Для сравнения – в прошлом году рост объема товаропотока отметили 74% опрошенных (в 2011 году - 90% респондентов).
Как компании оценивают объем логистической работы в 2013 году?
89% опрошенных прогнозируют рост объема товаропотока (или перевозимых грузов) от 3% до 10% (и это отметили 47% респондентов).
Увеличились ли затраты на логистику в компании в 2012 г.?
70% (63% в 2011 году) респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту (83% опрошенных – 89% в 2011 году).
В 30% (37% в 2011 году) компаниях данные затраты сократились.
Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2013 г.?
50% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в этом году (для сравнения, в прошлом году эта величина составляла 52%). В качестве одной из причин отмечается неготовность операторов обеспечивать требуемый уровень качества комплексного логистического сервиса на всей операционной территории деятельности компаний-клиентов. Вместе с тем 39% респондентов (48% в 2012 году) подтверждают свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.
Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
Что же касается применения новых технологий, то 61% опрошенных признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе.
В top 5 наиболее эффективных, с точки зрения респондентов, способов оптимизации логистических процессов вошли:
Оптимизация работы и повышение эффективности складской логистики – 27% опрошенных отметили данный пункт.
Оптимизация транспорта – 13%.Оптимизация логистики и логистических бизнес-процессов, цепочек поставок и эффективное управление ими – 13%, Лучшее управление логистическим персоналом, включая его мотивацию – 8%.
Какие логистические задачи планируют решать компании-респонденты в ближайшие годы? В top-3 таких задач вошли:
1. Оптимизация затрат на логистику (25% опрошенных).
2. Внедрение систем управления логистикой и цепочками поставок (23%).
3. Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (21%).
Какие основные тенденции в логистике были отмечены респондентами в исследовании?
В условиях нарастающей глобализации бизнеса усилится консолидация и специализация логистических компаний. Соответственно, будет и дальше расти уровень конкуренции на рынке логистических услуг. Вырастут также требования к качеству логистического сервиса и значимость решения задачи оптимизации затрат на логистику в ее весьма разнообразных аспектах. Аутсорсинг логистики станет одним из главных инструментов сокращения затрат на те виды непрофильной деятельности предприятий, которые не создают добавленной ценности для клиентов. Будет развиваться электронная торговля, и география доставок будет постоянно расширяться с учетом развития регионов России.
По мнению 41% респондентов, с вступлением России в ВТО начнет усиливаться конкуренция на рынке логистических услуг. 16% опрошенных отмечают положительное воздействие этого события на улучшение таможенных процедур. В связи с ростом объемов импорта и дальше вырастет спрос на логистические услуги.
Координационный совет по логистике
|