12.07.2013
Спрос на качественные складские площади в регионах будет расти
Рынок складской недвижимости России по-прежнему остается централизованным: более 60% предложений качественных складских площадей сконцентрированы в Московском регионе, что составляет около 8 млн кв.м. Это связано не только с исторически сложившейся ситуацией, когда все товарные потоки сходятся в столице, но и с отсутствием достаточного предложения в регионах.
В частности, в Екатеринбурге, который по объёму площадей в рейтинге российских городов занимает 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга, с объёмом качественных складских площадей более 700 тыс. кв. м уже с весны текущего года затруднительно подобрать склад класса «А» или «В». В готовых комплексах вакантных площадей просто нет. Строящиеся объекты будут готовы к аренде только в следующем 2014 году и, учитывая растущий спрос на складские площади, вряд ли они серьёзно улучшат ситуацию с предложением.
Объёмы нового строительства в Московском регионе в 2013 году выросли в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом и по прогнозу на конец года составят около 1 млн. кв. м. При этом дефицит на готовые складские площади по-прежнему сохраняется, к моменту ввода объекта в эксплуатацию все помещения, как правило, уже сданы. При этом ставки аренды устраивают девелоперов и на протяжении последнего года не показывают заметного роста.
В регионах ситуация несколько иная: мы видим рост заявленных предложений складских проектов, многие из которых остаются пока на бумаге. Во время резкого спада спроса в 2009 году, по сравнению с Москвой, региональные рынки пострадали сильней, и девелоперы до сих пор относятся к ним с неуверенностью. Местные девелоперы не способны удовлетворить текущий спрос, потому что, как правило, площадь строящихся объектов в крупных городах-миллионниках не превышает 10.000 – 20.000 кв. м. Ситуация складывается неоднозначная: с одной стороны, арендаторы нуждаются в новых складах, с другой стороны, не готовы гарантировать аренду в строящихся объектах со сроком готовности более 3-х месяцев, из-за чего девелоперы не спешат с реализацией проектов.
В качестве альтернативы прямой аренды мы видим перспективу развития услуг ответственного хранения, причём в регионах потенциал развития услуги намного выше: средний объём хранения, по сравнению с центром, значительно ниже, а доля операционных затрат при самостоятельной обработке груза выше, потому что помимо аренды склада необходимо держать персонал, арендовать или покупать складскую технику и т.д. Эту тенденцию подтверждает рост региональных сделок на 1500-3000 паллетомест в Екатеринбурге, Казани, Уфе, Новосибирске и других городах за последний год. Растёт и доля сделок по аренде складских площадей, где в качестве арендатора выступают логистические операторы. Заметно вырос уровень сервиса в регионах – региональные логистические операторы начинают наравне конкурировать с именитыми международными компаниями. Причём иностранные арендаторы нередко делают свой выбор при поиске логистического оператора в пользу локальных логистов. Причина в том, что такие компании, имея за плечами 5-10 лет работы в своем регионе и устойчивую материальную базу, имеют высокую готовность к решению нестандартных задач в условиях региональной специфики при высоком уровне сервиса.
Как показывает практика, модели бизнеса, хорошо зарекомендовавшие себя в одних регионах, не всегда одинаково эффективно работают в других в силу ряда особенностей: качества региональной инфраструктуры и сервиса, стоимости услуг, административной поддержки и др., и зачастую необходимо время на оптимизацию работы и детального изучения рынка в отдельно взятом регионе.
Регулярно анализируя рынок логистических услуг, индустриальной и складской недвижимости, мы можем с уверенностью утверждать, что всё-таки тенденция к децентрализации дистрибуции в ближайшее время сохраниться, и спрос на логистические услуги и качественные складские площади в регионах будет расти. В первую очередь – это уральский и сибирский регионы.
|