18.12.2012
Кадровый лизинг в логистике. Когда необходимы квалифицированные узкопрофильные специалисты
Лизинг персонала – направление на отечественно м рынке труда относительно новое. Не успели руководители предприятий привыкнуть к таким понятиям, как «фриланс» и «аутсорсинг», а HR-агентства уже продвигают новую управленческую технологию – кадровый лизинг, или, проще говоря, аренду персонала.
Возможно сам термин «аренда» не совсем корректен в случае, когда объектом арендных правоотношений является человек, тем не менее, именно он точно описывает и характеризует всю специфику данной услуги. Ее формула проста: «персонал под конкретную задачу».
Идея не нова, опыт применения на западном рынке весьма успешен. Ежегодное увеличение в полтора раза числа агентств, оказывающих услуги по аренде персонала, наглядно подтверждает наличие спроса.
Этот спрос рожден внушительным списком задач, которые может решить кадровый лизинг при грамотной реализации:
• Привлечение квалифицированных, а зачастую и узкопрофильных специалистов для решения поставленной задачи.
• Срочная реализация проекта в условиях нехватки человеческих ресурсов.
• Быстрое формирование представительства или филиала (с нуля).
• Сокращение затрат на содержание собственной кадровой службы и /или бухгалтерии.
• Возможность найма дополнительного персонала в условиях ограничений штата или бюджета.
При этом очевидно, что кадровая стратегия любой компании зависит в первую очередь от специфики и потребностей бизнеса. Можно инвестировать средства в развитие и обучение собственных сотрудников, можно использовать аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг или фриланс – перед каждым руководителем огромный выбор инструментов, позволяющих гибко привлекать человеческий капитал.
На рынке труда одними из самых востребованных специалистов остаются специалисты в области логистики. Причем учитывая специфику самой области, включающей в себя такие сегменты как ВЭД, транспорт, таможня, склад, запасы, персонал, бухгалтерия компании ищут как узкопрофильных специалистов, так и людей, способных возглавить отделы логистики и взять под контроль всю цепь поставок и сбыта.
Каковы же причины, побуждающие руководителей искать логистов именно в компаниях, предлагающих услуги кадрового лизинга, а не просто дать объявление о приеме на работу и отбирать подходящего кандидата среди соискателей?
Приведём один очень показательный пример.
В начале прошлого года крупный подмосковный завод-изготовитель стальных металлоконструкций получил от области заказ на установку сварных гофрированных опор для освещения нескольких многокилометровых федеральных трасс. В рамках освоения бюджета завод разместил у иностранных производителей заказ на поставку производственных линий оборудования для оснащения цехов с целью увеличения производительности труда и снижения сроков производства. В частности, были заказаны гибочная линия, сварочная линия и линия горячего цинкования – оборудование на общую сумму около 10 миллионов евро, общей массой около 1000 тонн.
Всё оборудование должно было поставляться в разобранном виде, адресов отгрузки было минимум шесть, большая часть представляла собой негабаритные конструкции, вес и размер которых многократно превышал допустимые нормы для транспортировки.
Сложности начались ещё на этапе подписания контрактов, когда началось обсуждение условий поставки, требований к упаковке и товаросопроводительным документам.
На заводе работает большое количество человек, причём многие из них действительно прекрасные специалисты в своих областях, но вот со спецификой заключения международных контрактов и импорта столкнулись впервые. Тем более, что речь шла не о стандартном рамочном договоре поставки, который можно легко найти в интернете, а о действительно сложных двуязычных контрактах на нескольких десятках страниц, учитывающих абсолютно все детали взаимодействия.
Возникла необходимость в специалисте высокого уровня, способном защитить интересы завода при подписании контрактов и отследить впоследствии выполнение сторонами всех взятых обязательств. Руководство до последнего оттягивало инициацию поиска специалиста по банальной причине: поставки оборудования, о которых шла речь в контракте, должны были состояться в течение последующих трёх месяцев, а вот что делать с высокооплачиваемым (а то, что такой сотрудник стоит не тридцать тысяч рублей, это очевидно) сотрудником впоследствии – головная боль работодателя. Ведь увольняя сотрудников, любая организация сталкивается с целым рядом выплат различных пособий и компенсаций, что может сильно ударить по бюджету работодателя. Вторая причина нежелания нанимать специалиста заключалась в существенных потерях времени на его поиск. Задание кадровикам, заявка в HR-компанию, поиск кандидатур, собеседование соискателей, проверка, наконец, оформление необходимых бумаг и введение в курс дела – по самым оптимистичным прогнозам должны были занять не меньше месяца. Да и объективно оценить профессиональные компетенции будущих кандидатов, откровенно говоря, было некому.
Сейчас уже трудно сказать, кому именно и как пришла идея нанять временного специалиста, но после небольшого обсуждения внутри компании и консультаций с юристом и бухгалтером завода была сформирована заявка со списком требований и пожеланий к будущему сотруднику и направлена в HR компанию, специализирующуюся на лизинге персонала.
Спустя несколько дней после проведения двух собеседований, были заключены договора между работником, кадровым агентством и работодателем.
Согласно этим договорам заказчик (он же работодатель) получает от исполнителя (кадровое агентство) работников определённой квалификации. И при этом трудовые отношения возникают между исполнителем и наёмным работником. Получается, что это выгодно заказчику: он не выплачивает работникам заплату, не начисляет ЕСН и взносы в ПФР, не предоставляет другие социальные гарантии работникам. На самом же деле схема по «оптимизации налогообложения», основанная на аренде персонала, появилась почти сразу же после ввода в действие главы 25 НК РФ: в п/п. 19 п. 1 ст.264, в которой предусмотрено включение затрат «на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала)» в прочие расходы, связанные с производством.
Что произошло на практике
Профессиональный логист включился в работу сразу же, несколько важных ремарок в контракт позволили в будущем сэкономить на транспортировке негабарита, а предварительное согласование с валютным контролем банка и таможенными органами выявили недочёты, которые могли бы препятствовать прохождению всех формальностей чётко и в срок. Специалист получил несколько предложений по транспортировке и оформлению от подрядчиков, проанализировал маршруты и ставки, выбрав самый выгодный и удобный для завода вариант. Его последующие функции лишь заключались в контроле каждого этапа поставки.
Этот пример лишний раз доказывает, что при организации сложных поставок, грамотные консультации специалистов необходимы ещё на этапе подписания контракта. Даже, если у вас в штате имеются блестящие юристы и опытный бухгалтер, они могут не знать всех требований таможенного законодательства и транспортного права, а также всех нюансов, с которыми можно столкнуться при декларировании товаров. Профессиональный логист подскажет, на что именно надо обратить внимание при заключении контракта, как должны быть оформлены документы, проконсультирует бухгалтерию на предмет валютного контроля, подготовит документацию для таможни и других инстанций, проконтролирует заключение договоров с подрядчиками, проследит за тем, чтобы все платежи были сделаны вовремя. Проще говоря, он станет тем самым координационным центром, аккумулирующим на себе все вопросы, связанные с исполнением проекта. И после выполнения поставленной задачи и взаиморасчётов стороны по обоюдному согласию прекращают отношения в качестве работника и работодателя.
Преимущества использования лизинга персонала очевидны:
• Компания избавлена от долгой и довольно затратной процедуры поиска нужных специалистов.
• Сокращаются трудовые и временные издержки по ведению кадрового делопроизводства, бухгалтерского учёта, составлению отчётности.
• При увольнении такого сотрудника, арендованного через агентство, работодатель не несет никаких обязательств по социальным гарантиям перед сотрудником.
• Любые споры (в том числе и судебного характера) решаются между исполнителем (то есть агентством) и работником.
• У работодателя появляется возможность получше приглядеться к специалисту и возможно затем пригласить его на постоянную работу, в то время, как при приёме на работу в установленном порядке, работодатель всегда ограничен в продолжительности испытательного срока и зачастую вынужден принимать решение о приеме сотрудника, до конца так и не составив своё мнение о его профессиональных качествах.
• Наёмный персонал позволяет избежать потерь и простоев в случаях больничных, отпусков, декретных отпусков и т.д.
• И, наконец, платежи за аренду сотрудников сокращают налогооблагаемую базу.
Говоря о преимуществах, было бы неправильно не упомянуть и о недостатках подобной практики: • Зарплата временного сотрудника с учетом услуг агентства выше, чем у такого же сотрудника на постоянной основе.
• Плюс всегда остается риск взять неблагонадежного сотрудника – человеческий фактор есть везде.
• Временный специалист как правило не будет тратить много времени на глубокую интеграцию в структуру компании, налаживание связей и общение. С одной стороны, возможно, кто-то сочтет этот плюсом, но говоря о глубокой интеграции можно подразумевать и принятие внутренней политики компании, традиций, характера взаимоотношений между сотрудниками, лояльности к руководству. В этом случае могут возникнуть сложности с передачей информации, что рано или поздно скажется на бизнес-процессах компании.
• Для самих же наемных работников, тоже есть свои негативные стороны в подобной схеме работы, так как российское законодательство являет нам полное отсутствие правового регулирования подобной системы труда. Отсюда и низкая степень защищенности временного сотрудника, а также отсутствие социальных гарантий и льгот.
В любом случае современные руководители должны знать обо всех существующих инструментах управления персоналом, так как применяя на практике те или иные формы взаимоотношений с сотрудниками, можно очень гибко управлять человеческим капиталом, обеспечивать необходимую мобильность для реализации важных проектов или работ. При этом важно то, что, даже реализуя сложные или нетипичные задачи, штат компании не разрастается, а остается неизменным, а включение сторонних специалистов происходит в нужное время и в нужном месте. А ведь это и есть самая настоящая и эффективная логистика!
Екатерина БАХУРОВА,
руководитель отдела развития
«Россия Карго Сервис»
|