26.10.2011
Особенности выбора склада в аренду
На сегодняшний день, по различным экспертным оценкам, издержки компаний на логистику составляют 5-12% оборота. Помимо решения главной задачи по обеспечению товаропроводящей цепи предприятия, сокращение расходов – одна из основных задач отделов логистики. Особую актуальность это приобрело в период кризиса и настоящее время.
В этой статье будут рассмотрены некоторые аспекты оптимизации расходов, связанных с выбором склада как объекта аренды.
В компании растут объемы продаж, увеличиваются объемы товарооборота, и имеющийся склад не справляется с существующим или прогнозным товаропотоком. Сроки ограничены, и решение по строительству собственного складского комплекса даже не рассматривается. В этом случае компании начинают искать склад под аренду. При этом поиск идет по критериям цены (чем дешевле, тем лучше) и площади (у нас была такая, а возьмем чуть-чуть больше). Мучить себя вопросами анализа товаропотоков, прогнозами, разработкой технологических процессов, предварительным расчетом требуемых складских мощностей с учетом различных вариантов геометрических характеристик объекта аренды – это считается у руководства ряда компаний ненужной и непозволительной тратой времени. В лучшем случае озадачат свой отдел логистики.
Но не факт, что эти специалисты имеют соответствующую квалификацию и отличаются по своей креативности от квалифицированного кладовщика.
Такой подход приводит к тому, что выбранный склад имеет логистический потенциал, не свойственный требованиям компании.
Осмотр предлагаемого в аренду склада проводится поверхностно. Не всегда обращается внимание на казалось бы мелочи. Прежде всего, необходимо осмотреть прилегающую территорию. Внимание следует обратить на въезд на территорию СК (складского комплекса). При большом количестве автотранспорта на вход и отгрузку необходимо организовать встречное движение в зоне КПП.
Поэтому эта зона может потребовать дополнительных вложений на реконструкцию ворот, организации КПП, мест досмотра автотранспорта и, в случае необходимости, контроля веса загруженной продукции – постов весового контроля.
На территории следует предусмотреть площадки для стоянки автотранспорта, площадь перед отгрузочными воротами должна обеспечивать разворот любого типа прибывающего автотранспорта. Идеальным будет вариант планировки, когда ширина площадки разворота равна или более, чем две длины машины.
Не следует игнорировать требования ГОиЧС по наличию пожарных проездов для спецтехники. Впоследствии отсутствие этой «мелочи» может повлечь получение от контролирующих органов соответствующих предписаний на устранение недостатков. Заявления же владельцев СК, что у них с «этим» все нормально к договору не подошьешь, и это будет уже вашим риском.
Количество оборудованных ворот для приемки-отгрузки продукции должно соответствовать товаропотокам вашей компании.
Обычно в качестве рекомендуемого количества для складов класса «А» в проект закладываются одни ворота на 500 м.кв. складской площади, хотя обычно одни ворота устанавливаются на 1000 м.кв.
Теперь перейдем к внутренним складским помещениям. Особое внимание следует обратить на обустройство полов и цоколя склада. При первичном осмотре убедитесь в отсутствии глубоких трещин (допускается незначительное количество мелких трещин в верхнем покрытии пола), видимых уклонов. Отсутствие следов от протекания крыши. Наличие грибка на цоколе здания будет свидетельствовать о проблемах с гидроизоляцией, а трещины – на ошибки при проектировании фундамента. О недостатках фундамента свидетельствуют и трещины вокруг внутрискладских колон. Прочность и покрытие пола – особая тема. Обязательно запросите данные по допустимым на пол нагрузкам – иначе все планы по организации высотного стеллажного хранения могут «упереться» в несущую способность полов.
Ровность пола.
Нормативами при организации высотного хранения допускается перепад высот пола не более 2 мм на 2 метра. Это обусловлено не невозможностью установки стеллажных конструкций – их можно выровнять с помощью выравнивающих пластин, а вот погрузо-разгрузочная техника при больших отклонениях по полу и высотах обслуживания более 8 метров работать уже не сможет. Если склад вам первоначально понравился, и вы находитесь на этапе принятия решения по его аренде, не доверяйте только визуальному осмотру, а проведите необходимые замеры и составьте карту пола. Эти затраты не столь высоки, а цена ошибки намного выше.
Вы уже определились с типом используемой техники? Будете использовать электропогрузчики и ричтраки? Тогда у вас должно быть предусмотрено помещение аккумуляторной. Но на большинстве объектов аренды проектной организацией предусматривается одна аккумуляторная на 10 000 кв.м. площади. При этом не факт, что при «нарезке» площадей для организаций-арендаторов она вам достанется. А это еще один вид затрат вашей компании: разработка проекта, строительство и обустройство помещения аккумуляторной. Установка зарядных устройств на общей, не выделенной в соответствии с действующими нормами и правилами площади склада – это решение дотянет до первой проверки.
К чему еще быть готовым? Система пожаротушения. Проект ее расположения и непосредственно монтаж происходят до осмотра вами склада. Расположение сплинкерной системы пожаротушения определяется проектной организацией и не учитывает технологические решения и схемы расстановки стеллажей потенциального арендатора. Вот и получается, что или стеллажи следует располагать под существующей разводкой, которая вам совсем не подходит, либо «затачивать» под себя, но и ждать получения предписания с требованием устранить недостатки.
Объемно-планировочные решения. Это наиболее сложный момент при выборе объекта аренды. Хорошо, что вы уже рассчитали объемы зон и определились с технологическими процессами товарообработки потоков, есть понимание, какие стеллажные системы вам требуются по назначению. Для таких клиентов наша компания готова бесплатно провести конструкторскую проработку расстановки стеллажного оборудования на вариантной основе. Для тех же компаний, которые наметили развитие, но не определились с выбором рациональной технологии, мы предлагаем провести принципиальную разработку объемно-планировочных решений склада за короткие сроки и сравнить полученные технологические решения по прозрачным логистическим показателям: емкости хранения с разбивкой по зонам и типам стеллажных систем, пропускной способности склада по обработке заданного товаропотока, потребности в персонале и технике, стоимости необходимого стеллажного и подъемно-транспортного оборудования. Нами предлагается проведение разработки решений, сопоставимых с результатами серьезных логистических проектов, которые компании заказывают у консультантов-логистов. При этом стоимость разработки проекта мы засчитываем в стоимость поставляемого стеллажного оборудования.
Но на стеллажах можно сэкономить, есть ряд специализированных компаний, которые занимаются реализацией бывших в употреблении стеллажей. Как говорится: дешево. Но сердито. Предлагаемые стеллажи использовались на неизвестных вам нагрузках, реальное их техническое состояние неизвестно, гарантию производителя на них вы не получите, а в лучшем случае – устные заверения от продавца. В этой ситуации каждая компания делает самостоятельный выбор, вот только вся ответственность при их обрушении, вплоть до уголовной, при печальных последствиях по действующему законодательству ложится на генерального директора компании. Практика показывает, что эта ответственность никого не пугает, авось и, чур не меня…
Осталось еще рассмотреть вопросы наличия подачи необходимого количества энергии, наличия систем вентиляции и кондиционирования, обустройства административно-бытового блока. Все эти требования являются индивидуальными для компании-арендатора, и не будут рассмотрены в статье.
Какие выводы можно сделать?
При аренде складского помещения будьте готовы не только к затратам непосредственно на аренду площадей (включая уборку снега и мусора, оплаты за подачу тепла и электроэнергии, охрану, право въезда через КПП личного и транспорта клиентов компании), но и к затратам на обустройство прилегающих площадок под транспорт, систем пожаротушения, ремонта крыши, заливке полов, закупке необходимого стеллажного и подъемно-транспортного оборудования.
Кажется, затраты неизмеримы с выгодами от переезда на новые площади. Но указанные выше проценты затрат на логистику являются не аксиомой.
При правильном подходе к решению данной проблемы ваши затраты могут быть минимизированы. И говорить о том, что логистика является лишь затратной частью бюджета компании, вряд ли будет корректно. При своевременном решении всех указанных выше проблем, связанных с выбором объекта арены, компания не произведет непредвиденных затрат, сократятся, так любимые при упоминании на совещаниях, «затраты на логистику». А на самом деле, именно грамотное решение логистических проблем вашего складского комплекса не только снижает себестоимость единицы продукции, но в конечном итоге повышает прибыль компании за счет уменьшения непредвиденных расходов и оптимизации технологических процессов.
В этой статье рассмотрены лишь общие вопросы выбора склада аренды. Есть еще масса особенностей, которые за неимением площади печати в нее не вошли.
Однако наша компания готова вам помочь в вашем выборе и провести экспресс-аудит и разработку экспресс-логистического проекта. Обращайтесь: ООО «Фёст Логистик», www.1logistik.ru .
Ваша прибыль в прямой зависимости от правильности принятия решения на начальном этапе!
ООО «Фёст Логистик»
127576, Москва,
ул. Новгородская,
д. 1, стр. 1, оф. 607
(495) 984-29-19,
(495) 991-29-19
|