19.07.2011
Рынку логистических услуг не хватает гибкости и клиентоориентированности
В преддверии выставки «Логистика и Склад-2011» мы обсудили с Еленой Печниковой, директором по маркетингу и продажам компании Ителла НЛК (Itella Logistics), текущую ситуацию на рынке.
– Как Вы в целом можете охарактеризовать общее состояние рынка?
– К сожалению, сейчас на российском рынке очень мало качественных логистических операторов, понимающих, что логистика – это не только охват количественных показателей по хранению, обработке и доставке товаров клиентам, но еще и соблюдение определенного контрактом качества сервиса. На сегодня основная проблема рынка заключается именно в качестве оказываемого сервиса.
– Какие ошибки допускают логистические компании, и почему многие ритейлеры предпочитают развивать логистику самостоятельно?
– Опять же дело в качестве услуг: точности подборки заказов, своевременности отгрузки со склада, качестве перевозки, умении попасть в «окно» ритейлера. Также очень важно умение управлять персоналом по гибкой схеме – в пик сезона логистическому оператору необходимо нанимать большое количество дополнительного персонала на ограниченный срок, что невозможно без профессионального и оперативного отдела кадров.
– Выгоднее ли это финансово, или же просто они не могут найти на открытом рынке услуги должного качества?
– Финансово заниматься логистикой самостоятельно для ритейлера далеко не всегда выгодно. Чаще всего останавливаются на комбинированных схемах, когда часть товаропотока компания обрабатывает сама, другую часть (наиболее сложную в обработке) – отдает логистическому оператору. Занимаясь логистикой самостоятельно, ритейлеры вынуждены увеличивать затраты на содержание персонала, аренду складских площадей и транспорт. При этом может страдать также их профильный бизнес, так как отвлекаются ресурсы от основной задачи – продавать. Для логистических компаний все намного проще – у них есть и опыт управления складским персонал, и лучшие условия по аренде площадок, и географическое покрытие.
– Чего не хватает российским логистическим компаниям сегодня?
– Гибкости и клиентоориетированности. Для развития этих качеств в компании ИтеллаНЛК (входит в Itella Logistics) мы проводим тренинги для менеджеров, а также организуем совместные совещания, на которых коллеги из восьми стран присутствия Itella делятся опытом в организации логистических цепочек.
– Какие услуги сегодня нужны сетям, которые пока не оказывают российские логистические компании?
– Сетям нужно минимизировать складские площади при магазинах. В идеале товар сразу же должен поступать в зал. Поэтому чем больше предпродажных услуг будет выполнено логистическим оператором, тем удобнее он для сети в качестве поставщика услуг. На наших складах для этого есть специальные зоны, где проходят операции по переупаковке и поддержке промо-акций для сетей. Для косметики – это обычно нанесение стикеров с описанием на русском языке, для электроники – вкладывание инструкций.
– Какие, на Ваш взгляд, основные проблемы взаимодействия ритейлеров с логистами?
– Это касается, в частности, умения совместно спланировать сезонность, когда перед пиком потребительского спроса склады наполняются полностью, и затем наступает период низкой наполняемости. Многие операторы не могут подстроиться под ситуацию, когда сначала не хватает мощностей, а потом наступает недостаток оборотных средств. Поэтому мы работаем именно как производство – все планируем заранее и стараемся проговорить с клиентом, как будем проходить пик сезона. Судя по количеству компаний, ушедших с рынка, этому пока научились далеко не все логистические операторы.
– Как изменилось отношение ритейлеров и производителей к логистическим компаниям в кризис?
– В кризис рынок превратился в рынок клиентов. Они-таки отыгрались за все годы дефицита складских площадей. Но при этом и клиенты вынуждены были учиться лучше планировать (в сторону сокращения) объемы хранения. Логисты же выживали путем повышения эффективности обработки и гибкого управления персоналом.
– А насколько сильно упал спрос на услуги и просел рынок в деньгах?
– Не поверите, спрос на качественные услуги только вырос. А вот из-за жадности некоторых девелоперов, не желавших снижать ставки аренды, рынок складских операторов потерял некоторых игроков. В транспортной логистике также сократилось количество участников за счет ухода тех, кто пытался заниматься венчурными проектами.
– Происходит ли сейчас восстановление? И если да, то с чем оно связано?
– Происходит. Причем не только в России, но и в Европе, где также работает Itella, наконец, начался процесс восстановления потребительского спроса к докризисным уровням. Многие производители начали выводить новые бренды. Снова проявляется интерес к российским регионам, который почти замер в период кризиса.
– Каков сегодня объем рынка логистических услуг в России? Каким он был до кризиса?
– Я не берусь давать оценку рынка в деньгах, могу только сказать, что по контексту клиентских запросов виден устойчивый рост спроса на перевозку и хранение.
– Как кризис изменил отношения между логистическими операторами и их клиентами?
– В кризис отношения между логистами и клиентами подобны отношениям в семье – плохие ухудшились и дошли до развода, то есть до смены поставщика услуг. А хорошие отношения прошли мучительный путь совместного переживания кризиса и вышли на новый позитивный уровень.
– За счет чего логистические компании рассчитывают увеличивать свою долю рынка?
– Демпинговать точно не стоит. Увеличивать долю можно оптимизацией и повышением качества услуг, стандартизацией продуктового портфеля и введением новых современных технологий. Помимо вышеперечисленных мер, мы также используем на российском рынке наши европейские наработки – предлагаем клиентам из Финляндии, например, свои услуги в других странах присутствия.
– Какова рентабельность логистического бизнеса?
– Логистический бизнес далеко не самый маржинальный. В складской логистике речь идет о значительных сроках возврата инвестиций и долгосрочных договорах аренды. Особенно после кризиса мечтать о большой рентабельности, конечно, можно, но жизнь внесет свои коррективы. Поэтому я не верю, что логистические операторы согласятся работать с рентабельностью менее 5%, но и не поверю, что клиенты легко согласятся на ставки, дающие более 15% прибыли по стандартному продукту. Я не беру всякие специальные условия хранения и перевозки (температурные режимы, лицензирование зон, строительство специальный конвейерных линий).
– Какие услуги приносят наибольший доход логистам?
– Как правило, это услуги, связанные с большим количеством обработки и дополнительных операций. На дорогом хранении товаров с низкой оборачиваемостью зарабатывать не получится.
– Не сталкиваются ли операторы с нехваткой качественных складских площадей, особенно в регионах?
– И да, и нет. Спрос в регионах за прошедшие два года сильно сократился. Хотя тут тоже многое зависит от области. Вот в Новосибирске, например, только ленивый девелопер ничего не построил. Там площадей много, и конкуренция высокая. Но мы зашли на этот рынок в числе первых и сумели получить хороший клиентский портфель.
– Каковы на Ваш взгляд перспективы этого рынка? С чем связывают свое светлое будущее операторы?
– Перспективы светлые и прекрасные. Иначе надо было бы из этого бизнеса уходить. С ростом потребительского спроса будет развиваться и рынок. В среднесрочных планах нашей компании есть намерение выйти на рынок стран СНГ.
– Что должно еще измениться в этом сегменте, чтобы он стал удовлетворять потребностям клиентов?
– Рынок должен стать более цивилизованным. В Россию должно прийти европейское качество складского сервиса, точность и своевременность доставки. В этом плане, кстати, кризис положительно повлиял на профессиональную «чистоту» рынка.
– Отличается ли рынок логистики в России от европейских аналогов?
– Да. Главным образом за счет наших огромных расстояний и больших перспектив по автоматизации логистических услуг. В Европе к развитию компьютерных систем подталкивает высокая стоимость рабочей силы, и мы в России к этому тоже со временем придем.
|